Согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже, понимание речи меняется следующим образом от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций: 23
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет). 23 Дети уже достаточно хорошо используют речь, но логика и рассуждения ещё используются слабо, в большей степени это происходит интуитивно. 2 Слова, которые обозначают предмет, воспринимаются как часть этого предмета. 2 Присутствует эгоцентризм мышления — ребёнку сложно представить видение явлений и вещей с точки зрения другого человека, он воспринимает только то, что видит сам. 2
Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). 3 Ребёнок приобретает способность совершать логические операции с конкретными объектами. 3 У детей развиваются навыки классификации, сериации, причинно-следственных отношений и сохранения количества. 3 Ребёнок на этой стадии не только способен использовать символы, но и может осуществлять манипуляции с ними на логическом уровне. 5
Таким образом, от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций понимание речи развивается от интуитивного использования слов к способности совершать логические операции с символами и устанавливать логические отношения между классами предметов. 25