Л. С. Выготский обосновал необходимость опережающего обучения тем, что обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать и вести за собой. 15
Учёный сформулировал положение о двух уровнях умственного развития ребёнка: уровне актуального развития (существующий в данный момент уровень подготовленности) и уровне, определяющем «зону ближайшего развития» (уровень психического развития, который достигается в сотрудничестве со взрослым, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне интеллектуальных возможностей ребёнка). 12
На этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, то есть саморазвиваться. 24