Структура учебной деятельности изменяется в процессе обучения, например, в разные периоды школьного возраста по-разному представлены её структурные элементы: 4
- В младших классах необходимо сформировать потребностно-мотивационный компонент, научить школьников элементарному планированию, осуществлению и контролю учебной деятельности. 4
- В среднем звене познавательные процессы обретают характер произвольности, активно формируется контрольно-регулирующий компонент, обеспечивается база для развития активной самостоятельной позиции ученика, принятия внутренней цели. 4
- В старших классах цель учебной деятельности расширяется, дифференцируется, наполняется новым содержанием. 4 Происходит смещение в сторону программно-целевого компонента, ориентированного на конкретный результат в виде изменения самого субъекта деятельности. 4
Некоторые изменения структуры учебной деятельности:
- В 5–7-х классах учащиеся коллективно решают учебные задачи и осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. 1
- В 8–9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. 1 Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. 1
- При усвоении теоретического материала у подростков отрабатываются и шлифуются все учебные действия, особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку. 1