Хронотоп влияет на эффективность педагогического общения следующим образом: он чётко очерчивает время, закреплённое за учебным процессом (урок, лекция), и место, где этот процесс происходит (школа, класс, учебная аудитория). 13
Пространственно-временные особенности учебного взаимодействия влияют на процесс осмысления предметного содержания и на организационную схему интеракций. 4 Например, жёсткий темп может привести к сокращению речи учеников и доминированию речи учителя, поскольку для официального педагогического сообщения остаётся недостаточно времени. 1
Также важную роль в эффективности педагогического общения играют фатические речевые жанры, такие как прощание, приветствие, обращение, знакомство. 2 Они гармонизируют общение учителя и учеников, приближают учебный материал к адресату, его интересам, помогают усвоить материал. 2