Функциональная грамотность влияет на развитие критического мышления следующим образом: использование приёмов и методов, направленных на её формирование, способствует развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. 5
Например, приём «Кластер» и творческие задания развивают системное мышление, учат систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, выделять главное из полученной информации, вырабатывать собственное мнение на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний. 5
Также отбор материалов для заданий, основанных на критериях достоверности, наличия логических ошибок и альтернативности, формирует умение находить достоверную информацию в интернете, знать критерии её достоверности, мыслить альтернативно и нестандартно. 2
Таким образом, функциональная грамотность способствует развитию критического мышления, которое проявляется в умениях правильно отбирать информацию, критически к ней относиться, на основе анализа и выводов принимать аргументированные решения. 2