Для формирования комбинаторного мышления у школьников через решение задач рекомендуется:
- Провести подготовительный этап. 1 На нём нужно предложить задачи на развитие познавательных способностей, на активизацию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, обобщение и классификация. 1 Это могут быть задачи-игры и «жизненные» задачи (задачи, решаемые в повседневной деятельности человека). 1
- Дифференцировать задания по уровню сложности. 1 Для учеников, испытывающих особые трудности в решении комбинаторных задач, нужно предлагать дифференцированные по уровню сложности задания. 1
- Познакомить детей с различными средствами рационального отыскания вариантов решения. 9 К ним относятся систематический перебор, построение таблиц, графов, схем. 9
- Предлагать учащимся такие комбинаторные задачи, содержание которых вызывает у них интерес. 9 Также стоит привлечь детей к самостоятельному составлению задач комбинаторного типа. 9
- Учить детей чётко, логично рассуждать и аргументировать свой ответ. 9
Эффективные задачники для формирования комбинаторного мышления у школьников могут включать, например:
- Сборник задач на перебор возможностей, поиск оптимального решения, «спичечный» конструктор, геометрические построения и подсчёт возможных комбинаций. 3 Такой сборник можно составить на основе методических материалов пособия Е. С. Ермаковой, И. Б. Румянцевой и И. И. Целищевой. 3
- Учебные пособия «Занимательная комбинаторика для младших школьников». 6 Например, выпуски 2 и 3 от издательства «Илекса» (автор И. Б. Румянцева). 6
Также для изучения комбинаторики можно использовать цифровые технологии, например, программу PrometheanActivInspire. 3