Олигофренопедагогика как отрасль дефектологии возникла в начале XIX века. ebooks.grsu.by Первыми воспитателями умственно отсталых детей в специальных отделениях при психиатрических лечебницах и специальных приютах были врачи. ebooks.grsu.by
В России можно выделить несколько этапов развития олигофренопедагогики: elib.bspu.by
- 1917–1924 годы. elib.bspu.by Взят жёсткий курс на развитие только государственных учреждений, церковь отделена от государства, школы от церкви. elib.bspu.by Проблема детской «дефективности и беспризорности» осознаётся как государственная задача. elib.bspu.by
- 1924–1931 годы. elib.bspu.by Акцент смещён с методов лечебной педагогики на методы социальной педагогики. elib.bspu.by Вспомогательная школа становится основным типом учреждения для воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. elib.bspu.by В 1928–1929 годах разработаны первые официальные учебные планы и программы для вспомогательных школ. elib.bspu.by
- 1931–1936 годы. elib.bspu.by Введено обязательное обучение детей с отклонениями в развитии (в возрасте 8–15 лет). elib.bspu.by Вспомогательная школа преобразовывается в 7-летнюю. elib.bspu.by
- 1936–1941 годы. elib.bspu.by Пересмотрен состав учащихся вспомогательных школ, возвращена специфика содержания обучения. elib.bspu.by В значительной мере свёрнуты исследования в области специальной психологии. elib.bspu.by
- 1941–1945 годы. elib.bspu.by Резко уменьшается количество вспомогательных школ. elib.bspu.by Вспомогательные школы решают новые общесоциальные задачи, усиливается военно-патриотическое, физическое, трудовое воспитание. elib.bspu.by
- 1945–1975 годы. elib.bspu.by Вспомогательная школа становится 8-летней, усиливается коррекционная направленность обучения, возрождаются фундаментальные теоретические исследования. elib.bspu.by
- 1975–1991 годы. elib.bspu.by Усиливается коррекционная направленность обучения, проводятся исследования в области специальных методик, усиливается внимание к вопросам трудового обучения. elib.bspu.by
В других странах также наблюдались свои этапы развития олигофренопедагогики:
- В Европе в конце XVIII века принимаются законы об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей, что даёт возможность таким детям получить общее образование и трудовую подготовку. ebooks.grsu.by В европейских странах с 70-х годов ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями становится их «включение в общий поток», или интеграция. {6-host}
- В США до 60-х годов бытовал термин «морон» (слабоумный). infourok.ru Гуманизация общества после Второй мировой войны, борьба за права человека, отказ от дискриминации личности по каким бы то ни было признакам, законодательное оформление в ряде международных и национальных актов прав детей и инвалидов привели к пересмотру ряда терминов в специальной педагогике. infourok.ru В специальной литературе США появляется термин «исключительные дети». infourok.ru
В России первым учреждением для детей со сложными нарушениями стал приют для слепоглухонемых детей и подростков, открывшийся в 1909 году в Петербурге. {8-host} Накануне Первой мировой войны в Российской империи сложилась модельная практика специального обучения и воспитания слепоглухонемых детей. {8-host}