Анализ воспитательного процесса направлен на выявление особенностей протекания воспитательной работы, полученных результатов, определение возможных недостатков и их последующее устранение. 1
Некоторые методы анализа воспитательного процесса:
- Системный метод. 1 Воспитательная работа рассматривается как система, где устанавливаются связи между частями и определяется их роль и значимость. 1
- Метод анализа и синтеза. 1 Целое раскладывается на элементы, которые анализируются, а затем соединяются в единое целое. 1
- Метод сравнения и аналогии. 1 Происходит сопоставление однородных данных, а затем их оценка на основании схожести характеристик. 1
- Графический метод. 1 Предусматривает составление наглядных материалов, на которых можно отследить динамику результативности (графики, таблицы, диаграммы и т. д.). 1
- Метод установления причинно-следственных связей. 1 Направлен на выявление причин, определяющих поведение воспитательной системы и являющихся основанием для происходящих изменений. 1
Некоторые виды анализа воспитательного процесса:
- Параметрический. 1 Анализируется повседневная жизнедеятельность детского коллектива: успеваемость, поведение, посещаемость, дисциплинированность и т. д.. 1
- Тематический. 1 Анализу подвергаются различные системы и циклы воспитательного процесса. 1 Цель такого анализа — выявление закономерностей и тенденций построения воспитательно-образовательного процесса. 1
- Итоговый. 1 Осуществляется по итогам учебной четверти, полугодия или года. 1 Представлен материалами, которые были накоплены педагогом в результате всей проведённой воспитательной работы. 1
Анализ воспитательного процесса за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на следующий учебный год. 5