Некоторые факторы, которые могут препятствовать формированию единого методологического подхода в научных исследованиях:
- Разнообразие исследовательских парадигм и исходных посылок. 2 Например, качественные исследователи часто используют интерпретирующий или критический подход, а количественные исследователи, как правило, предпочитают позитивистский. 2
- Несогласованность ценностей. 4 Развитие методологии невозможно без ценностных и смысловых ориентиров, которые черпаются из философских знаний. 4 Несогласованность этих ценностей препятствует гармоничному развитию дисциплин и их взаимодействию. 4
- Специфика науки. 3 На условия состоятельности гипотезы, а также на её характер и продолжительность «жизни» оказывает влияние специфика науки. 3
- Недостаточная определённость относительно объекта исследования. 4 В такой ситуации необходим междисциплинарный подход, который предполагает сочетание общенаучных и конкретно-научных методов. 4
- Риск зайти в тупик в ходе научного исследования. 1 Ни один методологический принцип не может исключить такого риска. 1
Кроме того, недопустимо рассматривать метод как механический набор предписаний, который можно использовать для решения любых вопросов. 1 Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. 1