Педагогическое изобретение и открытие отличаются от других уровней инноваций по степени изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования. 3
Педагогическое изобретение — это новое средство, технология или новое сочетание педагогических средств для осуществления образования. 13 Оно может быть комбинацией известных средств либо совершенно новым подходом к обучению. 3
Педагогическое открытие — это постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению её составляющего элемента. 13
От других уровней инноваций педагогическое изобретение и открытие отличаются тем, что изобретение связано с преобразованием и конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания, а открытие — с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспитательной работы. 2