Особенности хороводных танцев в разных регионах России связаны с влиянием костюма, бытового уклада и исторических событий на формирование различных форм и особенностей русского народного танца. 1
Север России: 13
- Хороводы были степенные, спокойные, с подчёркнутым чувством собственного достоинства. 1
- Движения танцующих «стелющиеся» по полу, «прилипающие», без отрыва подошвы. 1
- Медленные хороводы назывались «ходечи» или «ходюги» и исполнялись под длинные песни. 1
- Игровые хороводы на Севере смешанные, в них принимали участие молодые парни, а роли стариков играла молодёжь. 2
Центральная Россия (Московская, Владимирская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Ивановская, Тульская, Орловская): 2
- Здесь были распространены игровые хороводы, которые в основном строились по кругу, реже стенкой. 2
- В игровых хороводах, особенно по их окончании, часто встречался поцелуй. 2
- В Орловской области, например, хоровод с венками молодёжь водила обязательно на берегу реки. 2
Юго-Запад и Запад России (Брянская, Калужская, Смоленская): 2
- Здесь бытуют различные по тематике игровые хороводы. 2
- В хороводах встречались линейные построения, но чаще всего круговые. 2
- Калужане водили хороводы в своеобразной манере, непринуждённо, свободно, всегда с приплясом. 2
- Здесь было распространено массовое представление «Кострома», которое объединяло в себе много хороводов на различные песни и было насыщено диалогами действующих лиц. 2
Юг России (Курская, Белгородская, Воронежская): 2
- Здесь были распространены безудержные и удалые хороводы, порой переходящие в пляску. 3
- Хороводы отличались замысловатым рисунком и многолюдностью. 3
- В основном исполнялись орнаментальные хороводы, игровые с действующими лицами и элементами действия встречались крайне редко. 2
- В курских хороводах присутствовали элементы пляски или припляса, а построение состояло из различных фигур. 2
Таким образом, каждая область вносила свои особенности в хороводы, что создавало разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. 34