Некоторые отличия французской и немецкой композиторских школ:
- Стиль романтизма. 1 Для творчества французских композиторов характерен «ораторский» гражданский пафос, а для немецких романтиков — интимный, лирический стиль. 1
- Влияние религии. 4 В Германии искусство было подчинено интересам протестантской религии, которая вела борьбу с любыми проявлениями светской музыки. 4 Поэтому сфера художественной деятельности была ограничена либо службой при дворе, либо должностью церковного музыканта. 4
- Жанры и формы. 35 В эпоху барокко одним из популярных жанров инструментальной музыки во Франции были французские увертюры, построенные по принципу контраста. 3 В Германии в это время развивались монументальные вокальные жанры и различные виды органной музыки. 4
- Использование инструментов. 34 В эпоху барокко основным инструментом французских композиторов был клавесин, предшественник фортепиано. 3 В Германии самыми распространёнными инструментами были клавесин и клавикорд. 4
При этом в «предромантическую эпоху» французская, немецкая и другие музыкальные школы отличались особенностями, исходящими из национального склада, но при этом преобладали тенденции к универсализму музыкального языка. 1