Новаторство оперы «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева заключается в нескольких аспектах:
- Динамичность. 2 Свойственные опере романтические переживания и лирические излияния Прокофьев заменил сгущённым действием. 2 Даже неподвижный оперный хор приобрёл у него черты активно действующего персонажа. 2 Композитор использовал стремительный темп, неожиданные повороты в развитии сюжета, сокращал отдельные эпизоды. 2
- Пародийность. 4 В сюжете «Трёх апельсинов» всё условно, иронично: публике показывают не настоящую драму, а пародийное действие, разыгрываемое остроумными лицедеями. 4 Спектакль порой приобретает памфлетно-издевательский характер. 4
- Объединение разных жанров. 5 «Любовь к трём апельсинам» считается первой русской комической оперой, увидевшей свет после революции. 5 Этот комедийный спектакль объединил в себе черты оперы-буффа с её обилием забавных сцен, оперы-феерии с развитыми фантастическими эпизодами, пантомимической или даже балетной постановки с развёрнутыми оркестровыми номерами. 5
- Гиперболизация. 15 Прокофьев не только искажает образы и чувства всех героев, но и максимально преувеличивает эмоции и важность возникших простых событий. 1
Таким образом, опера «Любовь к трём апельсинам» была нацелена на реформирование оперного искусства, на поиск новых средств музыкальной и зрелищной выразительности. 2