Ария da capo — малая музыкальная форма эпохи барокко, характерная для итальянской оперной школы. 13
Некоторые особенности структуры и композиции арии da capo:
- Трёхчастная форма. 13 Первая часть мелодически завершённая и заканчивается на тонике. 13 Вторая часть отличается от первой настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда темпом. 13
- Третья часть повторяет первую. 13 Композитор не записывал её, а указывал в конце второй части указание da capo, что переводится с итальянского как «сначала» (буквально «с головы»). 13
- Импровизация. 2 От певца часто ожидали, что он будет импровизировать вариации и украшения во время третьего отделения, чтобы оно не было простым повторением первого. 2
- Завершение каденцией. 1 Она исполнялась без аккомпанемента и завершала третью часть и всю арию. 1
Текст для арии da capo обычно представлял собой стихотворение или другую стихотворную последовательность, написанную в две строфы. 2 Каждая строфа состояла из трёх-шести строк и заканчивалась строкой, содержащей окончание мужского рода, то есть строкой, оканчивающейся на ударный слог. 2