Некоторые системы актёрской игры и их особенности:
- Система Станиславского. 25 В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. 2 Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр. 2 Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. 2 Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. 2
Особенности системы Станиславского:
- Правда переживаний. 25 Актёр должен переживать то, что происходит с персонажем. 2 Эмоции, испытываемые актёром, должны быть подлинными. 2
- Продумывание предлагаемых обстоятельств. 2 Работа актёра над ролью — это погружение в предлагаемые обстоятельства малого, среднего и большого круга. 2
- Игра «здесь и сейчас». 5 Это значит, что актёр должен каждый раз переживать по-новому роль, которую исполняет не первый раз. 5 Любое действие должно рождаться на сцене заново, а поведение персонажа не должно становиться привычкой и превращаться в штамп. 5
- Работа актёра над своими собственными качествами. 2 Чтобы роль получалась максимально «живой» и интересной для зрителя, актёр должен использовать свою наблюдательность и память, в том числе и эмоциональную. 2
Система Михаила Чехова отличается психофизическим подходом к актёрской игре: с полной концентрацией на разуме и теле, а также с осознанностью чувств и эмоций. 1
Техника Уты Хаген — это принцип полного реализма и правды во всём. 1 Согласно ей актёры должны использовать свой собственный жизненный опыт, а также связанные с ним воспоминания и эмоции для отработки сцен. 1
Техника Виолы Сполин фокусируется на импровизационных упражнениях. 4 По утверждению Сполин каждый актёр должен жить моментом и реагировать на обстоятельства так, как это было бы в реальной жизни, во внезапной и непродуманной ситуации. 1
Система Дидро не связана с актёрской игрой, но в эпоху Просвещения о ней писал Дени Дидро в своём трактате «Парадокс об актёре». 10