В советской литературе образ «лишнего человека» трансформировался, отражая негативные явления действительности и многообразие идейно-художественных позиций писателей. 1
В начале XX века под влиянием революции вектор движения «лишнего человека» изменился. 2 Герой-интеллигент из-за собственной интеллигентности и особости становился «лишним человеком» и вступал в молчаливую конфронтацию с поглощающим его «новым миром». 2 Эта тенденция нашла выражение в творчестве многих советских авторов, например Бориса Корнилова («Моя Африка»), Евгения Замятина («Мы»), Константина Федина («Города и годы»), Викентия Вересаева («В тупике»), Юрия Домбровского («Факультет ненужных вещей»). 2
Во второй половине XX века образ «лишнего человека» постепенно переставал быть испытанием, чаще герой становился безразличным к любви. 2 Появился герой Мирошников Карена Шахназарова из повести и фильма «Курьер» (1986) — романтик и мечтатель с тонкой душевной организацией и обострённым чувством неприятия фальши и двойных стандартов. 2
В 1990-х образ «лишнего человека» представляли Служкин Алексея Иванова («Географ глобус пропил») и Петрович Владимира Маканина («Андеграунд, или Герой нашего времени»). 2
В 2000-х черты «лишнего человека» начали проявляться в творчестве многих молодых авторов, чаще всего в стихотворных и песенных жанрах. 2
Таким образом, образ «лишнего человека» в советской литературе прошёл трансформацию от героя, конфликтующего с социумом и занимающегося самоанализом, до персонажа, который, несмотря на разные формы понимания жизни, с одинаковым упорством думает о долге и совести, истине и красоте, исторической памяти и смысле человеческого бытия. 1