Воздушная, тональная и обратная перспективы отличаются по характеру изменений, которые происходят с объектами на изображении.
Воздушная перспектива подразумевает изменение внешнего вида предмета под воздействием воздуха и пространства. 1 Чем дальше расположен объект от зрителя, тем более серьёзные изменения происходят с ним. 1 Очертания предметов расплываются, а сочность красок теряется. 79 Воздушная перспектива помогает определить глубину сцены, заставляя дальние объекты выглядеть более бледными и размытыми, а ближние — более контрастными и чёткими. 4
Тональная перспектива выражается в закономерном изменении тонов и цветов предметов по мере их удаления от переднего плана в пространственную глубину объекта. 2 Она предполагает, что светлые или холодные тона (голубой, фиолетовый, зелёный) кажутся более удалёнными от зрителя, в то время как тёмные или тёплые тона (красный, жёлтый, оранжевый) будто находятся ближе. 4 Тональная перспектива позволяет создавать ощущение объёмности и формы объектов на изображении за счёт игры светотени, тонов и контрастов. 4
Обратная перспектива отличается зеркальным положением точки схода и точки зрения по соотношению с картинной плоскостью. 6 В обратной перспективе нет традиционных сокращений форм и точек схода, а объекты выглядят так, будто рассматриваются с нескольких сторон одновременно. 6 Такая перспектива характерна для иконописи, где нет точки схода, а сюжет строится не в соответствии с видимыми характеристиками предметов и объектов, а основываясь на духовно-философском, иногда чувственном обосновании. 6