Система развития рас в современных RPG-играх заключается в том, что раса является сложной игромеханической характеристикой персонажа, задающей или изменяющей другие характеристики. 1
Раса может увеличивать или уменьшать разные атрибуты, давать бонусы навыков, добавлять уязвимости или необычные способности. 1 Например, в пятой редакции «Подземелий и Драконов» раса и подраса персонажа задают основные физиологические параметры: размер, скорость, длительность жизни, средние рост и вес, типичные цвета волос и глаз, а также ряд расовых особенностей. 2 Часть этих особенностей носит физиологический характер (например, наличие тёмного зрения), а часть — культурный (например, эльфийское владение оружием). 2
Кроме того, в некоторых играх можно выбрать родину персонажа, что автоматически изменяет определённые части его базового внешнего вида. 4