Система ролевого отыгрыша в современных компьютерных играх развивается в направлении уменьшения количества строгих правил и предоставления игрокам больше опор, идей и советов для создания и воплощения запоминающегося персонажа. 1
Существуют разные стили ролевого отыгрыша, например:
Также появляются ролевые системы с сильной нарративной составляющей, где правила отходят на второй план, а в игре главенствует совместное повествование и отыгрыш. 1
При этом есть мнение, что современные компьютерные ролевые игры (CRPG) стали более формализованными, и жанр нуждается в переосмыслении. 3 Разработчики предлагают использовать технологии, чтобы компьютер стал настоящим гейм-мастером, рассказчиком, который будет бросать вызов игроку в соответствии с его уникальными навыками, слабостями, достижениями и стилем игры. 3