Система взаимоотношений между жителями в играх жанра RPG может работать по разным механизмам, например:
- Ситуативные взаимодействия. 1 Игрок может пересекаться с персонажами в процессе выполнения квестов. 1 Некоторые из них становятся регулярными участниками событий, другие появляются от случая к случаю. 1 Каждая встреча и диалог — возможность развить общение, добиться близости или узнать о персонаже нечто новое. 1
- Игровые атрибуты. 2 Часто в RPG встречаются числовые показатели, которые влияют на первое знакомство с персонажем и его базовое отношение к игроку. 2 Эти атрибуты задаются при кастомизации персонажа и далее развиваются по ходу игры. 2
- Темы для разговора. 2 Чем больше игрок узнаёт персонажа и окружающий мир, тем на более глубокие темы он может поговорить с персонажем и улучшить отношения с ним. 2 Часто сюда ещё приплетается элемент головоломки, когда нужно разгадать или узнать, на какие темы хочет говорить собеседник. 2
- Степени отношений. 2 В некоторых играх есть возможность геймплейной прогрессии в отношениях. 2 Например, можно не только вступать в брак с персонажем, но и заводить потомство, стареть вместе и многое другое. 2
- Профайлинг. 2 Отношения с персонажами зачастую фиксируются в отдельном интерфейсе. 2 Делается это для того, чтобы игрок мог быстро вспомнить какие-то факты о персонажах. 2
Также в RPG есть обратная связь от принятых игроком решений: только игра может знать, как относятся к нему окружающие. 4 Где-то обратная связь реализована через концовки, где-то — через систему кармы или мировоззрения, где-то — через то, как общаются с персонажем персонажи. 4