Система прокачки предметов в современных RPG может работать по разным принципам, и в разных играх она отличается. 1
В некоторых играх уровень предмета привязан к уровню игрока. 1 Например, персонаж не может использовать предмет, если у него не прокачаны нужные для этого характеристики. 1 В других играх персонаж может носить предмет, но получает штраф из-за более низких характеристик, чем требуется. 1
В некоторых играх прокачивается не персонаж, а каждое оружие отдельно. 2 Например, в игре Cave Story после убийства врагов оружие становится мощнее. 2 При этом уровень текущего оружия может понизиться, если есть враги, которые поедают опыт. 2
В играх с системой явного выбора игрок время от времени получает награду — ресурс улучшения. 3 Не важно, когда и как он его получает (собирает сам, автоматически получает при достижении нового уровня или просто по сюжету) и как именно этот ресурс называется (очки навыка, очки способностей, таланты или просто обозначается циферкой). 3 Суть остаётся неизменной — игрок «покупает» на него улучшения для своего персонажа. 3
В некоторых играх есть система персональных предметов. 5 Например, при длительном использовании предмет становится именным, после чего его нельзя передать другим игрокам. 5 Именные предметы получают накапливаемый бонус к характеристикам на основании длительности использования (в определённых пределах) и также могут получать совершенно неожиданные свойства. 5