Формат ролевых игр менялся от первых компьютерных систем до современных серверов следующим образом:
Первые компьютерные ролевые игры (например, pedit5) были текстовыми и содержали лишь базовые элементы RPG: исследование подземелий, поиск сокровищ и уничтожение монстров. 16 У игроков была возможность создавать собственного персонажа, прокачивать его и продвигаться по примитивному сюжету. 1
Появление графики. 3 В начале 1980-х годов появились первые графические RPG, такие как Ultima и Wizardry, которые предлагали двумерные миры с простыми визуальными элементами. 3 Серия Ultima, созданная Ричардом Гэрриотом, стала настоящим прорывом: она представила игрокам открытые миры, моральные выборы и глубокую историю. 3
Переход в трёхмерное пространство. 3 С переходом к 3D-графике в конце 1990-х годов RPG снова эволюционировали. 3 Например, Final Fantasy VII, выпущенная в 1997 году для PlayStation, стала первой частью серии, полностью выполненной в трёхмерной графике. 3
Расцвет многопользовательских ролевых игр (MMORPG). 3 2000-е годы стали временем расцвета этого жанра. 3 Разработчики создавали десятки миров-копий на разных серверах, где собирались тысячи игроков. 2
С начала 2000-х годов события в RPG разворачиваются в открытых мирах, которые детально проработаны и создают иллюзию живой вселенной. 2