По мнению обозревателя Joystiq, в современных RPG роль навыков неуклонно возрастает, а атрибуты, наоборот, всё чаще игнорируются. 1 Навыки определяют уровень развития персонажа, в то время как атрибуты либо менее существенны, либо ими вовсе пренебрегают. 1
Например, в таких играх, как Elder Scrolls V: Skyrim и Mass Effect, нет атрибутов в том виде, в котором они присутствовали в RPG-играх на заре жанра. 1
Также в некоторых RPG, например в Diablo 2, стали набирать популярность «деревья» навыков, где одна способность открывала другие, а те, в свою очередь, третьи. 2 Такие системы позволили разработчикам ограничить выбор игроков и сделать изучение навыков более последовательным и правдоподобным. 2
Кроме того, в разных RPG используются различные подходы к системе прокачки и навыков, чтобы удовлетворить предпочтения игроков. 5 Например, в Final Fantasy 9 прогресс персонажа привязан к снаряжению, а отсутствие линейности обучения позволяет выбирать, какие навыки и заклинания изучать. 4