Прямой экспорт — это процесс продажи продукции покупателям в зарубежных странах без использования посредников. 2 Производитель отправляет счета непосредственно покупателям и организует доставку. 2
Некоторые преимущества прямого экспорта для международного бизнеса:
- Повышение экономической эффективности. 1 Сокращаются издержки экспорта на сумму комиссионного вознаграждения отечественному посреднику. 1
- Снижение рисков и зависимости операционных результатов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетентности отечественных посредников. 1
- Возможность создания за рубежом позитивного имиджа компании-экспортёра и её брендов. 1
- Обеспечение постоянного присутствия компании-экспортёра на зарубежном рынке, позволяющее учитывать и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры. 1
Некоторые недостатки прямого экспорта:
- Значительное отвлечение кадровых и финансовых ресурсов на организацию собственной экспортной деятельности. 1
- Значительные логистические транзакционные издержки, особенно в начальный период. 1
- Принятие страновых логистических рисков (экономические, политические, правовые и социальные неблагоприятные изменения, а также кросс-культурные различия в традициях и обычаях ведения бизнеса в разных странах). 1
- Принятие операционных логистических рисков (подготовка экспортной документации, затаможивание и страхование грузов, экспортная упаковка и маркировка, фрахтование грузоперевозчика и отгрузка, неудачная идентификация и выбор зарубежных контрагентов, недостаток квалификации и опыта менеджеров-логистов в сфере международной торговли). 1
- Принятие валютно-финансовых рисков. 1
Прямой экспорт лучше всего подходит для крупных компаний, у которых есть ресурсы для инвестирования в специализированные команды для выхода на зарубежные рынки. 3