Субъективная инфляция часто выше официальной по нескольким причинам:
- Разница в потребительских корзинах. alfabank.ru dzen.ru У каждого человека свой набор товаров и услуг, который может отличаться от усреднённой потребительской корзины, используемой для расчёта инфляции Росстатом. alfabank.ru dzen.ru Например, домохозяйства не покупают ежегодно многие товары длительного пользования из потребительской корзины, такие как автомобиль или бытовая техника. dzen.ru
- Субъективное восприятие цен. alfabank.ru Люди склонны гораздо заметнее реагировать на повышение стоимости товаров, нежели на снижение. alfabank.ru Резкий скачок цен на такси или хлеб моментально привлекает внимание и создаёт впечатление общего подорожания. alfabank.ru
- Влияние товаров-маркеров. alfabank.ru К ним относятся чувствительные для потребителя категории благ, по динамике цен на которые он делает вывод об общей инфляции. dzen.ru Например, из-за роста цен на бензин потребитель может интуитивно сделать вывод, что так же растут цены и на другие товары и услуги. dzen.ru
- Индивидуальные доходы. www.mk.ru Люди с разным уровнем дохода тратят деньги по-разному. www.mk.ru Для малообеспеченных граждан рост цен на базовые продукты бьёт сильнее по карману, поэтому им инфляция кажется выше. www.mk.ru
- Новостной фон и эмоциональная реакция на него. www.mk.ru Информация о подорожании продуктов и коммунальных услуг постоянно обсуждается в СМИ и социальных сетях, что усиливает субъективное восприятие роста цен. www.mk.ru
Важно понимать, что альтернативные оценки могут быть неточными, поэтому лучше использовать официальные данные как основу для понимания экономической ситуации. alfabank.ru