Некоторые методы оценки кредитоспособности клиентов в коммерческих банках:
- Финансовый метод. 1 Предполагает работу банка с документальной информацией: у физических лиц — справка о доходах, у малого предпринимательства — книга расходов и доходов, декларации, у организаций — бухгалтерская и налоговая отчётность, структура дебиторской и кредиторской задолженностей, остатки и движения по денежным счетам. 1
- Организационный метод. 1 Заключается в анализе кредитной истории, репутации заёмщика и его руководящего состава, а также в установлении наличия у заёмщика судебных разбирательств, арендованных или собственных основных средств, наёмных работников и выплат в их пользу, зависимости от аффилированных лиц и участия в группах компаний, холдингах. 1
- Сравнительный метод. 1 По каждому заёмщику рассчитываются показатели финансовой устойчивости, платёжеспособности, рентабельности деятельности и деловой активности, которые затем сравниваются с нормативными показателями физических лиц и организаций, работающих в аналогичных условиях. 1
- Анализ денежного потока. 12 В его основе лежит использование фактических показателей, которые характеризуют оборот средств клиента коммерческого банка в отчётном периоде. 1
- Экспертная система оценки. 1 Предполагает, что финансовое состояние и личные качества потенциального заёмщика будут проанализированы кредитными экспертами посредством расчёта необходимых показателей и запроса кредитной истории. 1
- Скоринг. 14 Балльная система оценки, которая основывается на факторном анализе с использованием нескольких переменных и позволяет рассчитать цифровой балл каждому потенциальному заёмщику. 1
Коммерческий банк в зависимости от условий конкретной кредитной сделки может использовать один из этих методов или сразу несколько. 1