Банки могут предлагать способы защиты от навязывания платных услуг, например:
- Уведомление клиента о дополнительных услугах и возможности от них отказаться. 4 Для этого банки могут использовать СМС-сообщения или пуш-уведомления. 4
- Предоставление двух заявлений на подпись: одно — на услуги, которые влияют на кредит, второе — с перечнем дополнительных услуг. 4
- Период охлаждения. 5 Это срок, в течение которого заёмщик может отказаться от ненужной услуги и вернуть уплаченные за неё деньги. 5
Регулирующие органы, в частности, Роспотребнадзор, также предлагают способы защиты от навязывания платных услуг. 2 Некоторые из них:
- Право потребителя на возврат средств за навязанные услуги. 3 Это право закреплено в Федеральном законе №69-ФЗ от 7 апреля 2025 года. 3
- Запрет на проставление автоматических отметок о согласии на покупку дополнительных услуг или выражение его продавцом за потребителя. 6
- Запрет на формирование условий, предполагающих изначальное согласие на приобретение дополнительных услуг. 6
Чтобы защитить себя от навязывания платных услуг, рекомендуется:
- Проверять в приложении банка, какие пакеты услуг подключены. 1
- Отключать подписки — иногда для этого нужно зайти в «скрытые» настройки приложения. 1
- Жаловаться — в банк, Центробанк, Роспотребнадзор. 1
- Фиксировать доказательства — скриншоты, записи разговоров, переписку с поддержкой — и обращаться в суд. 1
- Использовать функцию «Сообщить о проблеме» на «Госуслугах». 1