Некоторые подходы из зарубежной практики, которые могут быть использованы для оценки качества предоставляемых ФТС России услуг:
- Методика «Время — затраты» (time-cost study). 1 Разработана Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана. 1 В её основе — анкетирование водителей грузовых транспортных средств. 1 По результатам обработки анкет выявляются «узкие» места, где происходят задержки и скопление транспортных средств (очереди). 1 Элементы этой методики могут быть использованы ФТС России для оценки общей удовлетворённости участников ВЭД. 1
- Методика «Laufzettel». 1 Разработана в Евросоюзе и странах Балтии. 1 Проводится детальный анализ времени (в семидневный период), затрачиваемого на пересечение границы. 1 Учитывается не только время проведения операций, но и время нахождения в ожидании (очереди) на въезд в пункт пропуска. 1
- Методика, разработанная в Польше. 1 В её рамках фиксирование и анализ времени совершения операций происходит в автоматическом режиме на основе электронных карт, выдаваемых в момент въезда в пункт пропуска. 1
Также для комплексной оценки качества таможенных услуг может быть использована методология «звёзды качества», адаптированная к деятельности таможенных органов. 2 Она предполагает оценку по таким направлениям, как правомерность, адекватность, технологичность, оперативность и результативность. 2