Нет однозначного ответа на вопрос, какие меры антикризисного управления наиболее эффективны в условиях нестабильности рынка. Некоторые из них:
- Определение кризисной ситуации. 2 Поиск и выявление конкретной проблемы и причины кризиса становится отправной точкой разработки антикризисного плана действий. 2
- Работа с персоналом. 2 Необходимо проанализировать ключевые показатели эффективности (KPI) подразделений и отдельных работников, уволить слабых специалистов, ввести сотрудников в курс дела и настроить на работу в кризисных условиях. 23
- Сокращение затрат. 12 Уменьшение расходов не должно влиять на качество выпускаемых продуктов или оказываемых услуг. 2 Возможные варианты: сокращение ассортимента выпускаемых товаров или выход на прямые продажи с отказом от услуг посредников. 3
- Стимулирование продаж. 12 Для увеличения общей выручки можно использовать рекламные акции, распродажи, скидочные и бонусные карты. 3
- Оптимизация денежных потоков. 23 Основные мероприятия по этому направлению включают в себя регулярную проверку баланса, увеличение внереализационных доходов, сокращение товарных кредитов, изыскивание возможностей для увеличения продаж. 3
- Реструктуризация кредиторской задолженности. 12 Следует постараться договориться с кредиторами о более лояльных условиях займа: рассрочка, снижение процентной ставки, предложение ценных бумаг в обмен на задолженность и т. д.. 3
- Реорганизация структуры компании. 13 Изменение структуры предприятия с возможной ликвидацией малоэффективных или обременительных для бюджета подразделений и должностей должно способствовать стабилизации финансового положения. 3
- Создание оптимальной отчётности. 13 Принимаемые решения должны основываться на данных о текущем положении компании, уровне её конкурентоспособности, соотношении пассивов и активов. 3
- Определение стратегии развития организации. 3 Выбранная стратегия должна быть гибкой и предусматривать возможность изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. 3
Выбор стратегии антикризисного управления зависит от сферы деятельности предприятия, текущего положения и целей. 2