Для выявления и анализа влияния стейкхолдеров на бизнес-процессы можно использовать следующие методы:
- Идентификация всех потенциальных стейкхолдеров. 4 Для этого проводят мозговой штурм, составляя максимально полный список всех, кто может быть затронут проектом или повлиять на него. 4
- Определение уровня влияния и интереса. 4 Для каждого стейкхолдера оценивают его способность повлиять на ход проекта (учитывают формальный авторитет, контроль ресурсов, экспертную власть) и уровень заинтересованности в результатах проекта. 4 Оценку лучше проводить коллегиально, вовлекая людей, хорошо знакомых с организационной динамикой. 4
- Анализ ожиданий и классификация интересов. 4 Для каждого стейкхолдера определяют, что он хочет получить от проекта, что может потерять, какие ценности и принципы для него важны. 4
Для визуализации результатов анализа можно использовать следующие инструменты:
- Таблицу интересов стейкхолдеров. 1 Она позволяет визуализировать интересы и влияние различных групп стейкхолдеров на бизнес-процессы. 1 Для каждого проекта или компании формируется свой индивидуальный список критериев. 1
- Матрицу стейкхолдеров. 12 Её представляют в виде системы координат, где в качестве горизонтальной оси выступает влияние, а вертикальной — важность. 1 Чем дальше расположение от центра координат, тем больше степень важности или влияния соответственно. 1
- Радиальные диаграммы. 4 Стейкхолдеров располагают в виде концентрических кругов вокруг проекта, где расстояние от центра отражает степень вовлечённости. 4
- Сетевые графы. 4 Взаимосвязи между стейкхолдерами отображают с использованием узлов и соединяющих линий. 4
- Тепловые карты. 4 Для отображения приоритетности или уровня риска используют цветовое кодирование. 4
Для максимальной эффективности карту стейкхолдеров нужно регулярно (минимум раз в месяц) пересматривать и обновлять оценки, добавлять новых участников, отмечать изменения отношения к проекту. 4