Производители и торговые сети самостоятельно определяют цены на товары с учётом затрат и прибыли, а также спроса и предложения на рынке. 5
Однако есть некоторые механизмы, которые помогают регулировать цены на социально значимые продукты:
- Мониторинг цен. 1 Правительство России, а также несколько федеральных министерств (Минэкономразвития РФ, Минпромторг РФ и Минсельхоз РФ) проводят сравнительный анализ цен на социально значимые товары. 1 Если цены выросли на определённый процент, на подорожавший продукт фиксируют новую (предельную) цену, но лишь на определённое время. 1
- Соглашения между властями и торговыми предприятиями. 1 Региональные власти могут заключать соглашения с предприятиями-поставщиками социально значимых продовольственных товаров, чтобы стабилизировать цены на такие товары. 1 В соглашении можно предусмотреть, что хозяйствующий субъект снижает цену на продукт, не повышает ранее установленную цену или соблюдает предельный размер торговой надбавки. 1
- Инициативы ФАС. 14 Ведомство работает над привлечением производителей и торговых сетей, а также отраслевых объединений к ограничению цен и наценок на наиболее востребованные позиции социально значимых товаров. 4
Перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости утверждён Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530. 15