Для определения объёма рынка в деньгах и пользователях для будущего онлайн-проекта можно использовать метод TAM-SAM-SOM. 3 Он включает четыре метрики: 2
- TAM (total addressable market) — общий объём рынка. 3 Показатель включает всех потенциальных клиентов, в том числе тех, кто уже покупает у конкурентов или даже не покупает товары-аналоги. 2
- SAM (serviceable available market) — доступный объём рынка с учётом конкурентов. 3 На этом уровне нужно выделить долю рынка, которая принадлежит прямым конкурентам продукта. 3
- SOM (serviceable & obtainable market) — реально достижимый объём рынка. 3 Это цифра конкретно вашего охвата рынка с учётом ресурсов на текущий момент, уровня конкуренции и прочих индивидуальных параметров. 3
- PAM (potential available market) — потенциальный объём рынка. 3 Рассчитывается исходя из максимально широкого числа людей и организаций, которым может быть интересен продукт. 5
Для расчёта объёма рынка можно использовать следующие источники данных:
- Статистика по запросам в интернете. 5 Количество поисковых запросов поможет собрать данные о спросе на продукт. 5 Для этого пригодятся WordStat и Google Trends. 5
- Госстатистика. 5 На сайте Росстата публикуются данные о составе населения, занятости, разных сферах экономики. 5 Также можно использовать нормы потребления продуктов, которые разрабатывает Минздрав. 5
- Аналитика и маркетинговые исследования от экспертов. 5 Есть компании, которые специализируются на сборе и анализе данных в экономике и маркетинге. 5
- СМИ и соцсети. 5 Стоит изучать данные профильных изданий, а также мнения экспертов. 5
- Отчёты компаний. 5 Крупный бизнес зачастую публикует не только финансовую отчётность, но и данные о продажах, производстве, сбыте продукции. 5
- Опросы потребителей. 5 Можно использовать готовые социологические данные или провести исследования самостоятельно. 5 Опросы помогут составить портрет целевой аудитории, определить уровень потребления, потребности клиентов. 5
Методика TAM-SAM-SOM не даёт точных значений объёма рынка, она показывает лишь гипотетические величины, которые помогают понять, каковы перспективы проекта. 2
Если нужна высокая точность расчётов, стоит обратиться к профессионалам. 4