Чтобы определить эластичность спроса, нужно рассчитать коэффициент эластичности. 2 Для этого нужно знать величину изменения спроса в% за два периода, например, текущий и прошлый год. 1
Изменение спроса рассчитывают по формуле: Изменение спроса = (текущий спрос — старый спрос)/старый спрос x 100%. 1 Например, в прошлом году спрос на товар был 600 единиц, в текущем — 800 единиц. 1 Тогда расчёт будет таким: (800-600)/600х100%=33%. 1
Затем вычисляют эластичность по следующим формулам: 1
- Ценовая эластичность = процентное изменение спроса делят на процентное изменение цены продукта. 1 Если результат >1, значит спрос эластичный, <1 — неэластичный. 1
- Доходная эластичность = процентное изменение спроса делят на процентное изменение дохода. 1 Если результат <0, значит товар низкокачественный, от него будут отказываться при росте доходов. 1 Если =0-1 — товар нормальный, спрос на него растёт при росте уровня доходов. 1 Если >1 — продукт относится к категориям товаров не первой необходимости или предметов роскоши, спрос на него с ростом уровня доходов увеличивается медленно, но стабильно. 1
- Перекрёстная эластичность = процентное изменение спроса на товар X делят на процентное изменение цены на товар Y. 1 Если результат >0, значит продукты взаимозаменяемые, если <0 — дополняющие друг друга, если =0 — не связанные друг с другом. 1
Эластичность спроса — показатель динамический, он зависит от сезонности, проводимых промоакций, действий конкурентов, общего состояния рынка. 1 Поэтому его нужно рассчитывать регулярно, чтобы своевременно вносить изменения в ценовую политику и маркетинговые кампании. 1