Экзогенные факторы в микроэкономике влияют на спрос и предложение следующим образом:
На спрос влияют, например:
- Изменение потребностей, вкусов и предпочтений потребителей. 3 Например, реклама, мода, изменение образа жизни и деятельности, появление продуктов-аналогов. 3
- Число покупателей. 3 Рост числа покупателей увеличивает спрос. 3
- Доход. 3 Его рост, как правило, приводит к увеличению спроса. 3
- Изменение цен товаров-заменителей. 4 Если цены товаров-заменителей возрастают, то потребители «переключаются» на данный товар, поскольку он становится относительно дешевле. 4 Как следствие, спрос на него возрастает, а кривая спроса сдвигается вправо. 4
- Инфляционные ожидания. 4 Ожидаемое повышение цены на товар побуждает потребителей закупать этот товар впрок, поэтому текущий спрос на него временно возрастает. 4
На предложение влияют, например:
- Цены на ресурсы. 3 Их снижение уменьшает издержки производства и увеличивает предложение (перемещает кривую предложения вправо). 3 Повышение ресурсных цен сокращает предложение. 3
- Технология производства. 3 Её совершенствование при прежних ценах на ресурсы повышает эффективность их использования и увеличивает предложение. 3
- Налоги и дотации. 3 Налоги рассматриваются предприятиями как издержки производства, поэтому их рост сокращает предложение. 3 Дотации (антиналоги) увеличивают предложение. 3
- Ожидания изменения цен. 3 Ожидание роста цен сокращает текущее предложение. 3
- Рост числа продавцов. 3 Он увеличивает предложение. 3