Естественная монополия — это ситуация, когда производство определённого товара или услуги на рынке сконцентрировано в руках единственной компании. 1 Как правило, вход на такой рынок для других компаний является слишком затратным, исключая возможность возникновения конкуренции в данной отрасли. 1 Примерами естественных монополий являются производство электроэнергии, водоснабжение и канализация, железнодорожные перевозки. 1
Искусственная монополия — это ситуация, когда одна или несколько компаний контролируют определённый рынок при помощи создания различных экономических барьеров для входа на рынок других компаний. 1 Например, крупный производитель может зарегистрировать эксклюзивное право на производство и продажу товара либо на использование технологии. 4
Таким образом, главное отличие в том, что естественные монополии возникают сами собой из-за эффекта масштаба, когда компании не могут конкурировать с монополистом, потому что это финансово невыгодно или технически невозможно. 4 Искусственные монополии создаются целенаправленно крупными игроками рынка, которые контролируют нишу и не допускают появления конкурентов. 2