Различия между классической моделью 4P и современными моделями комплекса маркетинга заключаются в том, что они охватывают разные элементы маркетинга, влияющие на удовлетворённость потребителей и продажи. 1
Классическая модель 4P состоит из четырёх элементов: продукт, цена, сбыт, продвижение. 1 Она в основном сосредоточена на внутренних аспектах управления и менее внимательна к внешним факторам, таким как конкуренция и изменения рыночной среды. 2
Современные модели, например:
- 5P. 13 К стандартным элементам добавляется ещё один — «люди» (people). 1 Это те, кто задействован в процессе сбыта продукта и влияет на принятие решений потребителем. 1
- 6P. 3 К элементам 4P присоединяются связи с общественностью (public relations) и политика (politics). 3 Основной упор в модели 6P делается на формирование общественного мнения и коллаборацию с компаниями, которые имеют вес на международном рынке сбыта. 3
- 7P. 3 К продукту, цене, месту, продвижению и людям прибавляются «процесс» и «физическое окружение». 3 «Процесс» — взаимодействие клиентов с компанией, воронка продаж и обратная связь, а «физическое окружение» — комфортная обстановка для клиентов в месте общения. 3
- 4C. 3 В отличие от 4P, где ключевым элементом является продукт, в 4C маркетинге бизнес-стратегия строится вокруг потребительского спроса, на основании которого может создаваться совершенно новый продукт. 3
- SIVA. 13 В центре модели — решение проблем потребителя, а не продукт. 1
Компании выбирают модель в зависимости от рынка, специфики продукта, уровня конкуренции, жизненного цикла продукта и приоритетов. 1