Разница между классической моделью 4P и современными моделями маркетинга заключается в том, что 4P фокусируется на внутренних аспектах управления продуктом, ценой, местом и продвижением, а современные модели охватывают и другие элементы маркетинга. 45
Модель 4P (Product, Price, Place, Promotion) была предложена американским экономистом Эдмундом Джеромом Маккарти в 1960 году. 1 Многие считают её устаревшей и ограниченной, так как она не охватывает всё, что есть во взаимоотношениях компании с покупателями на разных рынках и на разных стадиях жизненного цикла товара. 4 Например, уровень обслуживания, имидж продукта или компании, потребительские впечатления. 4
Некоторые современные модели маркетинга:
- 5P. 4 К стандартным элементам добавляют ещё один — «люди» (people). 4 Это те, кто задействован в процессе сбыта продукта и влияет на принятие решений потребителем. 4 Например, сотрудники компании, клиенты, лидеры мнений и персонал в точках продаж. 4
- 4C. 47 Эта концепция ориентирована на удовлетворение потребностей потребителей. 7 В 4P внимание фокусируют на производителе и его продукте, а в 4C маркетинг рассматривают с точки зрения потребителя. 4
- SIVA. 48 Модель противоположна 4P, так как в центре концепции — решение проблем потребителя, а не продукт. 47 Она включает такие элементы, как решение (solution), информация (information), ценность (value) и доступ (access). 48
- 4R. 5 Модель была разработана как ответ на меняющиеся условия рынка и потребности потребителей, учитывая повышенную значимость персонализации и индивидуального подхода в современном маркетинге. 5 Она отражает переход от традиционных методов массового маркетинга к более целенаправленным и эффективным стратегиям взаимодействия с клиентами. 5
Компании выбирают подходящую модель в зависимости от рынка, специфики своего продукта или услуги, уровня конкуренции и своих приоритетов. 7