Некоторые методики анализа ассортимента товаров на складе:
- ABC-анализ. 12 Разделяет товары на три группы по их вкладу в формирование конечной прибыли. 2 Группа A — около 20% ассортимента, формирующие до 80% дохода, B — товары со средней стабильностью, C — наименее значимые. 1
- XYZ-анализ. 12 Классифицирует товары по предсказуемости продаж. 2 Может выполняться как в стоимостной форме, так и в натуральной. 2 В зависимости от полученных значений товар попадает в одну из трёх групп: 5
- X — всегда стабильный спрос, коэффициент вариации 0–10%. 5
- Y — менее регулярный спрос, коэффициент вариации 10–25%. 5
- Z — спрос на товары сложно предугадать, коэффициент более 25%. 5
- FMR/FSN/FNS-анализ. 2 Разделяет товары по частоте их потребления на быстро, средне и медленно реализуемые. 2 Используется в планировании запасов как в промышленности, так и в торговле. 2
- Матрица БКГ. 2 Товары распределяются по доле рынка и темпам роста по четырём группам: 2
- «звёзды» — высокая доля рынка и динамичный рост. 2
- «дойные коровы» — высокая доля рынка и медленный рост. 2
- «вопросительные знаки» — низкая доля рынка с высокими темпами роста. 2
- «собаки» — низкая доля рынка сочетается с невысокими темпами роста. 2
- Совмещённый ABC/XYZ-анализ. 5 Если объединить результаты двух методов, то можно определить товары-локомотивы, которые будут и прибыльными, и ходовыми. 5
Также для анализа ассортимента могут использоваться инвентаризация, оперативный учёт и балансовый метод. 3