Для выстраивания единой системы адаптационного обучения новых сотрудников рекомендуется следующее:
- Сформулировать общие принципы и порядок адаптации персонала в компании. 1
- Разработать программы, рассчитанные на адаптацию различных категорий сотрудников. 1
- Составить перечень мероприятий с учётом корпоративной культуры и бюджета компании. 1 В него могут входить изучение нормативных документов, регламентов и инструкций, проведение ознакомительных экскурсий, выполнение тестовых заданий. 1
- Утвердить тематическую нормативную документацию (положение о наставничестве, ознакомительные брошюры для новых сотрудников, анкеты, обучающие программы, тестовые задания и т. д.). 1
- Разработать показатели оценки эффективности адаптационных мероприятий. 1 Например, результаты итоговой аттестации, выявляющие успешность внедрения программы адаптации, обратная связь от сотрудника, мониторинг и анализ количества приёмов/увольнений за определённый промежуток времени. 1
Некоторые участники процесса адаптации и их роли:
- HR-специалист отвечает за отлаженность организационных процессов, назначает обучение, отслеживает, на каком этапе адаптации находится сотрудник, контролирует выполнение плана онбординга и вовлечённость участников. 2
- Руководитель проводит собеседования, контролирует освоение знаний, оценивает результаты сотрудника, принимает решение о продолжении или прекращении сотрудничества. 2
- Наставник сопровождает новичка при выполнении практических задач, предоставляет ответы на вопросы, контролирует действия нового сотрудника, отвечает за его готовность к самостоятельному исполнению служебных обязанностей. 2
Чтобы чётко разграничить зоны ответственности, можно составить инструкцию и ряд чеклистов для всех ролей. 2