Концепция маркетинга менялась в соответствии с развитием рыночных отношений, насыщением рынка и обострением конкуренции за потребительский выбор. 1 Можно выделить несколько этапов эволюции концепции маркетинга: 1
- Производственная концепция. 12 Получила развитие в период с 1860 по 1920 годы. 2 Согласно этой концепции, успеха добивается предприятие, у которого есть возможности для массового выпуска продукции по самой выгодной стоимости. 2
- Товарная концепция. 23 Развивалась в период с 1920 по 1950 годы. 2 По мере того, как рынок насыщался однородной продукцией, у покупателей стала формироваться потребность в товарах более высокого качества. 2 В соответствии с товарной концепцией, производителям необходимо было обратить внимание на сам продукт и его потребительские качества. 2
- Сбытовая концепция. 12 Акцент делался на увеличении продаж. 2 Для решения этой задачи разрабатывались специальные тренинги для сотрудников, повышалась мотивация работников, формировались более современные методы торговли. 2
- Потребительская концепция. 23 Стала формироваться с начала пятидесятых годов прошлого века. 2 Компании начинают обращать внимание не только на свои потребности, но и на запросы потребителей. 2 Они изучают, насколько продаваемый продукт способен удовлетворить все потребности покупателя. 2
- Социально-этическая концепция. 23 В конце XX века концепция маркетинга приобретает социально-этическую направленность. 2 Главными причинами такой трансформации выступают появление новых заболеваний, экологические проблемы, загрязнение планеты и т. д.. 2 Согласно социально-этической концепции, необходимо не только удовлетворить потребности покупателя, но сделать это таким образом, чтобы избежать отрицательных последствий для него, окружающей обстановки и всей среды в целом. 2