Тарифные и эксплуатационные тонно-километры отличаются способом определения. 2
Тарифные тонно-километры определяются по данным грузовых документов (дорожных ведомостей) и выражают грузооборот, оплаченный клиентурой. 2 Они используются при планировании доходов транспорта от грузовых перевозок и при вычислении статистических показателей по доходам. 2
Эксплуатационные тонно-километры определяются по данным маршрутов машиниста, то есть документов, оформляющих эксплуатационную работу локомотива. 2 Эти тонно-километры используются при планировании эксплуатационных расходов и при вычислении себестоимости грузовых перевозок. 2
Как правило, эксплуатационный тонно-километр больше тарифного. 4 Это объясняется тем, что в эксплуатационные тонно-километры включаются перевозки по ветвям необщего пользования, пробеги водяных цистерн, прицепленных на некоторых участках и не оформленных тарифными документами, пробеги, вызванные применением кружностей (то есть вынужденного направления перевозок не по наикратчайшему расстоянию). 2