Основное отличие специальностей «менеджер по туризму» и «менеджер по работе с клиентами» заключается в сферах деятельности и обязанностях.
Менеджер по туризму занимается организацией путешествий, помогает клиентам с выбором туров, бронированием билетов, оформлением виз и страховок. 110 В его задачи входят, например:
- проведение консультаций — общение с потенциальными клиентами, подбор туров с учётом их пожеланий и возможностей; 1
- организация поездок — подбор маршрутов, бронирование отелей, покупка билетов; 1
- составление и продажа турпакетов — разработка пакетных туров, включающих перелёт, проживание, экскурсии и трансфер; 1
- работа с туроператорами и партнёрами — переговоры с принимающей стороной, туроператорами, гостиницами, авиакомпаниями; 1
- подготовка документов — оформление договоров с клиентами, составление отчётов и контроль за соблюдением всех правовых норм; 1
- поддержка клиентов — работа с претензиями и жалобами, решение конфликтных и спорных ситуаций до, во время и после поездки; 1
- удержание постоянных клиентов — получение обратной связи по купленным турам, разработка индивидуальных предложений и бонусов при повторных обращениях; 1
- мониторинг рынка — анализ актуальных предложений в сфере туризма, отслеживание цен и тенденций. 1
Менеджер по работе с клиентами, в свою очередь, работает непосредственно с людьми, обращающимися в компанию за услугами или приобретением товаров. 3 В его задачи входит, например:
- сбор информации о потенциальных клиентах с использованием различных источников, выявление их потребностей; 2
- разработка методик поиска клиентов, планирование работы с клиентами, составление схем обращения к клиентам; 2
- ведение поиска клиентов всеми доступными способами (путем размещения рекламы, участия в выставках, ярмарках, презентациях, направления предложений по средствам коммуникации и др.); 2
- организация и проведение предварительных переговоров с клиентами, заинтересовавшимися предложениями, уточнение их потребностей; 2
- составление коммерческих предложений с оптимальным для каждого клиента перечнем услуг; 2
- поддержание постоянного контакта с имеющимися клиентами, организация работы с ними по устоявшимся деловым схемам; 2
- разработка схем взаимоотношений с наиболее выгодными и перспективными клиентами; 2
- ведение учёта и анализа претензий клиентов, принятие мер по их решению и контроль за их выполнением; 2
- проведение периодических опросов постоянных клиентов по вопросам их удовлетворённости качеством и перечнем предоставляемых услуг; 2
- формирование банка данных о клиентах (клиентской базы), своевременное внесение в неё изменений. 2