Некоторые отличия различных моделей организации работы отдела продаж:
- Одноуровневая модель. 4 Клиент от начала и до конца взаимодействует с одним менеджером. 4 Сотрудник берёт на себя поиск потенциального покупателя или обработку входящего звонка, общение с ним, а затем решает вопросы с возвратом товара или некачественным оказанием услуг. 4
- Двухступенчатая схема. 2 Отдел продаж делится на два подразделения. 3 Один отдел занимается привлечением новых покупателей, второй — работает с текущими и постоянными клиентами. 3 Руководитель отдела продаж координирует работу обоих подразделений, а каждым из них управляет свой заместитель. 3
- Отдел продаж с торговыми представителями. 2 Эта схема может использоваться при розничной торговле, сетевом маркетинге, оказании услуг, иногда в b2b. 2 В этом случае руководитель предприятия берёт на себя функции управленца и РОПа или назначает на этот пост специального человека. 2 Он руководит командой из торговых представителей. 2
- Структура «Остров». 1 Это наиболее распространённая структура команды продаж. 1 Менеджер контролирует представителей как прямых подчинённых. 1 Каждый продавец отвечает за поиск, развитие и закрытие сделок. 1
- Структура «Конвейер». 1 Подразумевает дробление процесса продаж на определённые этапы и назначение ответственных для управления каждым этапом. 1
- POD. 1 Представляет собой гибридный подход, сочетающий элементы структур «Остров» и «Конвейер». 1 Предполагает формирование небольшой группы специалистов по продажам, которые работают вместе для достижения общей цели. 1
Выбор модели организации работы отдела продаж зависит от конкретных условий и целей компании.