Промышленные локомотивы отличаются от магистральных и маневровых по назначению и конструктивным особенностям.
Магистральные локомотивы (поездные) обеспечивают заданные объёмы грузовых и пассажирских перевозок. 2 Они предназначены для длительного движения в одном направлении с высокими средними скоростями между станциями. 3 Для таких локомотивов характерны, например, большое число ведущих колёсных пар и значительные мощности. 2
Маневровые локомотивы выполняют вспомогательную работу — передвижение отдельных вагонов или их групп в пределах конкретных железнодорожных станций, формирование и расформирование составов поездов и другие маневровые операции. 2 Маневровые локомотивы обычно имеют меньшую мощность энергетической установки по сравнению с поездными и должны быть автономными для возможности выполнения маневровых операций на станционных и подъездных неэлектрифицированных путях. 2
Промышленные локомотивы (в основном, тепловозы с гидропередачей) эксплуатируются преимущественно на подъездных путях и в цехах промышленных предприятий, выполняя технологические (внутрицеховые) и межцеховые перевозки, а также вывозную работу. 2 Промышленные локомотивы являются собственностью предприятий. 2 Их тяговые характеристики приспособлены к условиям промышленного транспорта, то есть к работе с малыми скоростями, частыми троганиями, остановками и изменениями направления движения. 5