Взаимозаменяемость в машиностроении заключается в свойстве элементов конструкции занимать свои места в узлах и изделиях без предварительного подбора или подгонки по месту и выполнять свои функции в соответствии с предписанными техническими условиями. 3
Детали и узлы будут взаимозаменяемы, только когда их размеры, форма, физические свойства материала и другие, количественные и качественные характеристики находятся в заданных пределах. 2
Взаимозаменяемость может быть разной в зависимости от технико-экономических условий: 2
- Полная. 2 Обеспечивается при выполнении геометрических, физико-механических и других параметров деталей с точностью, позволяющей производить сборку (или замену при ремонте) любых сопрягаемых деталей и сборочных единиц (узлов) без какой бы то ни было дополнительной их обработки, подбора или регулирования. 2
- Неполная (ограниченная). 2 Применяется, когда полная взаимозаменяемость становится экономически нецелесообразной. 2 При неполной взаимозаменяемости для достижения требуемой точности функциональных параметров допускаются групповой подбор деталей, сборка по паспорту-формуляру, применение компенсаторов, регулирование положения некоторых составных частей изделия и другие дополнительные технологические мероприятия. 2
Взаимозаменяемость создаёт ряд преимуществ для производителя продукции и её потребителя: 5
- Ускоряется процесс конструирования и изготовления новых машин. 5 Конструктору не надо создавать чертежи на указанные детали, а заводу тратить время и средства на их изготовление. 5
- Облегчается эксплуатация машин и их ремонт. 5 Износившаяся или поломанная деталь легко может быть заменена запасной без ухудшения эксплуатационных качеств изделия. 5