Разница между статической и динамической устойчивостью самолётов заключается в том, что первая рассматривает равновесие сил и моментов в опорном установившемся движении, а вторая изучает поведение самолёта под действием сил и моментов, возникающих в процессе возмущённого движения. 14
Статическая устойчивость выясняет, какие моменты возникают при нарушении заданного равновесия. 1 Самолёт считается статически устойчивым, если при нарушении равновесия возникают силы и моменты, которые стремятся вернуть его в прежнее состояние. 12 Если такие моменты не возникают, самолёт считается статически нейтральным, а если стремятся увести его ещё дальше от положения равновесия — статически неустойчивым. 12
Динамическая устойчивость оценивает, будет ли самолёт продолжать колебаться после возмущения или колебания затухнут. 3 У динамически устойчивого воздушного судна колебания уменьшатся до нуля. 3 Динамически нейтральный самолёт будет продолжать колебаться вокруг своего первоначального уровня, а динамически нестабильный самолёт будет испытывать нарастающие колебания и смещение от своего первоначального уровня. 3
Таким образом, статическая устойчивость фокусируется на начальной тенденции к устранению возмущения, а динамическая устойчивость рассматривает конечное состояние самолёта после воздействия различных сил и моментов. 4 При этом статическая устойчивость — необходимое условие динамической устойчивости, но одной статической устойчивости недостаточно для обеспечения динамической. 15