Принцип работы радиотехнической системы ближней навигации (РСБН) заключается в автоматическом и непрерывном измерении и индикации азимута и дальности летательного аппарата относительно наземного радиомаяка. 12
Канал измерения азимута работает следующим образом: 1
- Радиомаяк излучает постоянный направленный сигнал от вращающейся антенны. 12
- Вращающаяся антенна имеет узкую двухлучевую диаграмму направленности, два луча которой плотно прилегают друг к другу. 12
- Направление азимута фиксируется по «провалу» между этими лучами, который имеет гораздо меньшую ширину в сравнении с самими лучами. 12 Тем самым достигается высокая точность азимутального канала. 1
- Ненаправленная антенна азимута излучает две серии импульсных сигналов: сигнал «35» и сигнал «36». 12 Цифры обозначают количество импульсов, излучаемых за один оборот антенны. 12
- Импульсы излучаются таким образом, что когда направление антенны совпадает с направлением на север, в этот момент импульсы «35» и «36» совпадают. 12
- Зная постоянную скорость вращения направленной антенны и время между направленным и всенаправленным сигналами, можно вычислить текущий азимут воздушного судна относительно наземного радиомаяка РСБН. 12
Канал измерения дальности работает следующим образом: 1
- Бортовое оборудование воздушного судна посылает запрос, от наземного оборудования получает ответ. 12
- По величине задержки ответа относительно запроса определяется дальность. 12
- Бортовая аппаратура РСБН построена таким образом, что запросный сигнал дальности может быть послан только в момент облучения ЛА сигналом азимутальной антенны и привязывается к последовательности опорных импульсов «36». 12
- Это позволяет определить точку местоположения не только на борту ЛА, но и на земле. 1
В настоящее время в России РСБН применяется в основном лишь в военной авиации, а в гражданской авиации используется система VOR/DME. 1