Принцип работы реостатного тормоза в электрическом транспорте заключается в преобразовании кинетической и потенциальной энергии движущегося поезда в электрическую, а затем в тепловую. 4
При движении локомотива тяговые электродвигатели переводятся в режим работы генератора. 3 При этом на валу каждого электродвигателя возникает крутящий момент, приводящий к торможению локомотива и поезда и к уменьшению скорости движения. 3
Электрическая энергия расходуется на реостатах, где преобразовывается в тепловую и рассеивается. 1 В зависимости от положения рукоятки контроллера в цепь вводится различное количество тормозных реостатов, соответственно тормозная сила тоже различная. 2
Достоинством реостатного торможения является простая схема, особенно это касается электровозов переменного тока. 1 Недостатком — ограниченная мощность резисторов (реостатов) и необходимость их охлаждения. 1