Принцип работы двухтактных двигателей внутреннего сгорания заключается в том, что все рабочие циклы (впуск топливной смеси, выпуск отработанных газов, продувка) происходят в течение одного оборота коленчатого вала за два основных такта: 3
- Такт сжатия. 35 Поршень перемещается от нижней мёртвой точки (НМТ) к верхней мёртвой точке (ВМТ), перекрывая сначала продувочное, а затем выпускное окно. 35 После закрытия поршнем выпускного окна в цилиндре начинается сжатие ранее поступившей в него горючей смеси. 35
- Такт рабочего хода. 35 При положении поршня около ВМТ сжатая рабочая смесь воспламеняется электрической искрой от свечи, в результате чего температура и давление газов резко возрастают. 35 Под действием теплового расширения газов поршень перемещается к НМТ, при этом расширяющиеся газы совершают полезную работу. 35 Когда поршень доходит до выпускного окна, оно открывается и начинается выпуск отработавших газов в атмосферу, давление в цилиндре понижается. 35 При дальнейшем перемещении поршень открывает продувочное окно и сжатая в кривошипной камере горючая смесь поступает по каналу, заполняя цилиндр и осуществляя продувку его от остатков отработавших газов. 35
Принцип работы четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания заключается в том, что рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала, или четыре хода поршня, и состоит из тактов впуска, сжатия, расширения (рабочий ход) и выпуска: 210
- Такт впуска. 210 При такте впуска впускной клапан открыт, а выпускной закрыт. 10 Поршень движется от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке, в результате чего в цилиндре создаётся разрежение и горючая смесь под давлением наружного воздуха устремляется в цилиндр двигателя. 10
- Такт сжатия. 210 Оба клапана закрыты. 10 Поршень движется от нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точке, в цилиндре происходит сжатие рабочей смеси. 10
- Такт расширения, или рабочий ход. 210 Оба клапана закрыты. 10 В конце такта сжатия электрической искрой, возникающей в свече, поджигается рабочая смесь — происходит её сгорание с выделением большого количества тепла, за счёт чего в цилиндре значительно возрастает давление расширившихся газов, которое заставляет поршень двигаться от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. 10
- Такт выпуска. 210 Впускной клапан закрыт, выпускной открыт. 10 Поршень движется от нижней мёртвой точки к верхней мёртвой точке — происходит удаление наружу отработавших газов из цилиндра двигателя. 10
На этом рабочий цикл в одном цилиндре четырёхтактного двигателя заканчивается и затем снова повторяется с такта впуска. 10