Разница между датчиками кислорода первого и второго поколения заключается в их назначении и устройстве. 12
Первый датчик (лямбда-зонд) установлен в выпускном коллекторе, до катализатора. 2 Он отвечает за управление работой двигателя и получение основной информации для корректировки топливно-воздушной смеси. 12 Ранние версии зондов состоят из двух электродов: внешний находится внутри системы выпуска, в среде выхлопных газов, а внутренний — снаружи и контактирует с воздухом из атмосферы. 2 При температуре выхлопа более 300 °С между электродами появляется электрическое напряжение, которое регистрирует блок управления двигателем. 2
Современные датчики имеют принудительный электрический подогрев. 2 Для их подключения требуется 3 и более провода. 2 Внутри такого зонда есть специальные накачивающие ячейки. 2 Датчики генерируют напряжение постоянно, а сила электрического тока меняется в зависимости от количества кислорода в составе выхлопных газов. 2 Блок управления считывает это изменение в реальном времени — так смесь корректируется быстрее. 2
Также первый и второй лямбда-зонды могут отличаться по применяемости: даже одинаковые на первый взгляд датчики могут различаться расположением проводов в разъёме. 5